Коротко о главном Самостоятельный палехский стиль
иконописи сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и
развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ, и
живописи Поволжья второй половины XVII века. Несмотря на то, что
церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения
каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени
ее изготовления. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов
пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. (Общая тенденция такова, что с
течением времени произошло постепенное усложнение изображения,
увеличилось количество деталей – прим. Авт.).
Некоторые иконы
рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого
(например, Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а
вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет
середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда
свободно располагались вокруг середняка.
Отличительными чертами палехской школы
являются: - миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; -
общий мягкий тон письма; - многообразие элементов композиции и их
живописность; - узорчатость палатного (здания) письма; -
разнообразие радужных сияний; - удлинённость фигур; - пробелы
краской, широкие и светлые; - фоны разных тонов (вплоть до золотых).
КОМПОЗИЦИЯ. Композиции древнерусской живописи можно
разделить на четыре основных типа. Первый вид - ярусное построение.
Персонажи создавали некую иерархическую лестницу, располагаясь группами,
каждая на новом уровне.
Второй
тип - однофигурная композиция с житием. В древнерусской живописи был
весьма распространённым.
Третий
тип - единая композиция повествовательного характера . Все сюжеты
разного времени, рассказывают каждый о своём, а все вместе раскрывают
событие в целом.
(Маркичев
«Илья Муромец») Четвертый тип – композиция показывает один сюжет и
одно время. В центре находятся две или несколько(реже) фигур.
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ. Центральное
место на иконе занимают изображения фигур (либо целиком, либо отдельных
частей) людей, бога, ангелов и т.д. Их изображения так же имеют свои
традиции. Ниже показаны изображения, относящиеся к разным векам и
школам.
ОРНАМЕНТ. Существует
несколько видов орнаментов, различающихся по построению и по технике
исполнения. Одни, графические, пишутся в одну линию(монохромные), другие
- со штриховой подтушёвкой(по основному тону более темные акценты),
третьи - со световой приплавкой(по основному тону более светлые
акценты). В монументально декоративной живописи применяется цветовой
орнамент, который прокрашивается цветом с окантуровкой, со стилевой и
световой рассечкой. По светлому фону окантуровка и рассечка орнаментов
делаются тёмной краской, а по тёмному фону - белилами.
ПРОБЕЛЫ. Пробелы - это линии, накладываемые
по определённой системе для выявления формы, обозначения складок одежды.
Пробел
инокопью. Выполняется золотом бликами и чёткими
прямолинейными штрихами. На выпуклых частях изображений наносились
"силки" (пятна), а от них располагались равномерно штрихи, несколько
утолщённые от силков. Таким приёмом выделялись особо значимые фигуры в
композиции, подчёркивались формы архитектуры, элементы убранства, латы
воинов и т.д.
Пробел
"в щетинку". Эта разновидность пробелов выработана
мастерами строгановской школы в XVII веке. Выполняется золотом для
выявления объёма. Состоит из тончайших линий, подобных щетинке.
Пробел
краской. Является одним из древних приёмов иконописи,
идущих от Византии. Пробелы накладываются очень чётко, в три тона.
Первый тон лёгкий, вливается в общий тон одежды, второй - несколько
светлее первого, а третий - почти белый - "оживка", которая заканчивает
почти весь пробел одной линией и кавычками.
Пробел
"в перо". Разработан ещё в XVII веке, но распространение
получил только к концуXIX века. Применялся в крупных иконах,
предназначенных для золочёных иконостасов. Вначале намечается тонкими
золотыми линиями попарно штрихи, а затем на самых выдающихся частях
наносятся блики ("силки"). Главные силки проплавляются густым творёным
золотом, а жидким золотом - перья между основными парными штрихами.
Затем очень тонкой кистью мелкими штрихами от главного блика перья
усиливаются густым золотом, а дальше от блика перья стушёвываются жидким
золотом на нет. При этом очень важно сохранить тонкие расстояния между
перьями и роспись складок одежды.
Попробую больше рассказать о
характерных особенностях изображения природы и человека в палехе.
ВОДА
XVII век.
XVII век. волны
нарисованы светлой краской по тёмному фону. Для выявления объёма
накладывалось несколько более светлых полупрозрачных слоев с еще более
светлыми бликами в центре.
конец XVII - начало XVIII
века Для создания волны сначала проводились две параллельные
линии, а между ними накладывался слой более светлой краски.
Современные
художники стали делать изображения воды более декоративными,
традиционность в рисунке сохранена, но уже не ограничена строгими
рамками стиля.
ВОИНСКИЕ ЛАТЫ И ЩИТЫ.
XIV век.
XV век.
XVI век.
XVII век.
Щиты
ГОРЫ.
XIV век Уступы
чётко выделены, их формы не повторяютсяются. Верхушки округлённые.
XV век Лещадки
(условное изображение уступов гор на православных иконах) имеют разную
величину. Уступы мягко отделены друг от друга. Верхушки заострёны. объем
слабо выражен. использованы кремовых, оранжевые, бирюзовые оттенки.
XVII век для
создания изображения использованы разные по величине и силе тона, нижние
края уступов подчёркнуты светлыми линиями.
XVII век Верхушки
горы заострены.Площадки подчёркнуты мягкими тёмными линиями. Цвет
разнообразный, но большинство гор желтоватого тона.
XVII век Верхушки
горы плавные. Уступы ограничены мягкими линиями. Лещадки по форме
напоминают растения. используются разные тона, для выявления объема -
более светлые линии.
XVIII век У
каждого уступа - свой теневой профиль. горы остроконечны, для выявления
объема - более светлые линии..
ЖИВОТНЫЕ
XV век мягкий
светлым силуэт с чётким контуром. Грива коня как бы подстрижена.
Условный объём выражен более светлыми линиями.
XVII век Объём
подчёркнут светлыми бликами. Характерной особенностью является
развивающаяся кудрявая грива.
КРЫЛЬЯ.
XV век Крылья
разнообразны и красивы по цвету. Большинство из них выполнялось в тёмных
тонах (чаще всего темно-коричневые). Каждый ряд перьев прорисован в два
тона, сверху иконопь творёным золотом.
XVII век Изображение
все менее условно. Изменилась детальная проработка отдельных перьев.
Обычно крылья покрывались золотом и подробно расписывались чёрной
краской.
XIX – XX века.
ОБЛАКА.
ОРЕОЛЫ На
древних иконах сияния-ореолы по рисунку довольно просты и в
большинстве выполнены горизотальными линиями, простыми лучами и
звёздами. В живописи палехских писем XVIII века имеются образцы, сложные
и разнообразные по форме. рисунку и технике исполнения. По существу,
рисунок их прост, но сама техника выполнения сложна и трудоёмка. Сияния
обычно тонки, как бы пронизаны золотыми лучами, выполняются обычно
инокопью.
ЗДАНИЯ
XV век Ярко
выражены общие основные архитектурные формы, орнаментальные украшения.
На крышах употребляется инокопь и точки, которыми подчёркнуты
горизонтальные плоскости. Объём здания выражается профилями, стенными
проёмами и окнами. Каждое изображение палат прокрывалось сверху мягким,
прозрачным тоном. Иногда изображение оживлялось небольшими яркими
пятнами.
XVII век Архитектура
усложнилась, здание изображено так, что персонаж может в нем
поместиться. Палаты многоплановы, часто имеют несколько этажей, обильно
украшены декоративными деталями.
XVIII век Изображение
отличается миниатюрностью, сложностью форм и орнаментальных украшений.
Все элементы созданы красками тёмных тонов, детальная проработка
выполнена светлыми красками (в некоторых элементах белилами). К светлым
линиям и между ними сделана менее светлая приплавка(полупрозрачный слой
краски, создающий тоновой переход) тона.
Современность Основные
формы и орнаментальные украшения заимствованы из принципов палатного
письма XIV, XVI и XVII веков, переработаны и слиты в единое целое.
Здания соответствуют размерам человеческих фигур. Объём площадки, на
которой построены палаты, выражается боковыми пристройками, а объём
самих палат - профилями и входными проёмами. Силуэты выполнены нежными,
прозрачными тонами.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. Первоначально
растительность в дренерусской живописи изображалась очень редко.
Например, на фресках Софийского собора в Киеве (XI в.) присутствуют
только отдельные её элементы. Разнообразные по форме деревья появляются
на иконах начиная с XIV века, и с течением времени постоянно
усложняются. Древнерусская живопись XIV века. Деревья
цветообразные, разнообразные по форме. Листва образует треугольник,
четырёхугольник, иногда пяти- и семиугольники. Деревья то вытянуты
вверх, то приземистые. Стволы сильно утолщаются книзу. Листья условно
обозначены треугольниками или штрихами, которые называются инокопью.
Штрихи инокопи всегда идут попарно и утолщённые сходят на нет. Среди
листвы могут быть круглые плоды. При изображении стволов штрихи идут
параллельно с сильным утолщением к контуру. Таким образом показывается
объём.
Древнерусская живопись
XV-XVI веков.
Деревья уже менее условны, более близки
к натуре. Листва более реалистична. Для выявления объёма применены свет
и тень.
Палехская живопись XVIII
века.
Растительность многообразна по форме. Детали
тщательно проработаны. Можно чётко отличить хвойные деревья от
лиственных и их породу. Вместе с тем сохраняется орнаментальная
условность и декоративность, чётко подчинённая плоскости.