Категории раздела

...





Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 171

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика


free counters

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

...



Профессиональная раскрутка сайта.
Главная » Статьи » Танец кисточки » Разное [ Добавить статью ]

Палехский стиль, от теории к практике

Коротко о главном
Самостоятельный палехский стиль иконописи сформировался только к середине XVIII века. Он вобрал в себя и развил основные принципы и элементы новгородской и строгановской школ, и живописи Поволжья второй половины XVII века.
Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени ее изготовления. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. (Общая тенденция такова, что с течением времени произошло постепенное усложнение изображения, увеличилось количество деталей – прим. Авт.).

Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например, Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Отличительными чертами палехской школы являются:

- миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементов композиции и их живописность;
- узорчатость палатного (здания) письма;
- разнообразие радужных сияний;
- удлинённость фигур;
- пробелы краской, широкие и светлые;
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).

КОМПОЗИЦИЯ.
Композиции древнерусской живописи можно разделить на четыре основных типа.
Первый вид - ярусное построение. Персонажи создавали некую иерархическую лестницу, располагаясь группами, каждая на новом уровне.
палехский стиль
палехский стиль
Второй тип - однофигурная композиция с житием. В древнерусской живописи был весьма распространённым.
палехский стиль
Третий тип - единая композиция повествовательного характера . Все сюжеты разного времени, рассказывают каждый о своём, а все вместе раскрывают событие в целом.
палехский стиль
палехский стиль
(Маркичев «Илья Муромец»)
Четвертый тип – композиция показывает один сюжет и одно время. В центре находятся две или несколько(реже) фигур.
палехский стиль
палехский стиль

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЛЮДЕЙ.
Центральное место на иконе занимают изображения фигур (либо целиком, либо отдельных частей) людей, бога, ангелов и т.д. Их изображения так же имеют свои традиции. Ниже показаны изображения, относящиеся к разным векам и школам.
палехский стиль палехский стиль

ОРНАМЕНТ.
Существует несколько видов орнаментов, различающихся по построению и по технике исполнения. Одни, графические, пишутся в одну линию(монохромные), другие - со штриховой подтушёвкой(по основному тону более темные акценты), третьи - со световой приплавкой(по основному тону более светлые акценты). В монументально декоративной живописи применяется цветовой орнамент, который прокрашивается цветом с окантуровкой, со стилевой и световой рассечкой. По светлому фону окантуровка и рассечка орнаментов делаются тёмной краской, а по тёмному фону - белилами.
палехский стиль палехский стиль

ПРОБЕЛЫ.
Пробелы - это линии, накладываемые по определённой системе для выявления формы, обозначения складок одежды.

Пробел инокопью.

Выполняется золотом бликами и чёткими прямолинейными штрихами. На выпуклых частях изображений наносились "силки" (пятна), а от них располагались равномерно штрихи, несколько утолщённые от силков. Таким приёмом выделялись особо значимые фигуры в композиции, подчёркивались формы архитектуры, элементы убранства, латы воинов и т.д.
палехский стиль

Пробел "в щетинку".

Эта разновидность пробелов выработана мастерами строгановской школы в XVII веке. Выполняется золотом для выявления объёма. Состоит из тончайших линий, подобных щетинке.
палехский стиль

Пробел краской.

Является одним из древних приёмов иконописи, идущих от Византии. Пробелы накладываются очень чётко, в три тона. Первый тон лёгкий, вливается в общий тон одежды, второй - несколько светлее первого, а третий - почти белый - "оживка", которая заканчивает почти весь пробел одной линией и кавычками.
палехский стиль

Пробел "в перо".

Разработан ещё в XVII веке, но распространение получил только к концуXIX века. Применялся в крупных иконах, предназначенных для золочёных иконостасов. Вначале намечается тонкими золотыми линиями попарно штрихи, а затем на самых выдающихся частях наносятся блики ("силки"). Главные силки проплавляются густым творёным золотом, а жидким золотом - перья между основными парными штрихами. Затем очень тонкой кистью мелкими штрихами от главного блика перья усиливаются густым золотом, а дальше от блика перья стушёвываются жидким золотом на нет. При этом очень важно сохранить тонкие расстояния между перьями и роспись складок одежды.
палехский стиль


Попробую больше рассказать о характерных особенностях изображения природы и человека в палехе.

ВОДА

XVII век.

палехский стиль

XVII век.
волны нарисованы светлой краской по тёмному фону. Для выявления объёма накладывалось несколько более светлых полупрозрачных слоев с еще более светлыми бликами в центре.
палехский стиль

конец XVII - начало XVIII века

Для создания волны сначала проводились две параллельные линии, а между ними накладывался слой более светлой краски.
палехский стиль

Современные художники стали делать изображения воды более декоративными, традиционность в рисунке сохранена, но уже не ограничена строгими рамками стиля.
палехский стиль палехский стиль

ВОИНСКИЕ ЛАТЫ И ЩИТЫ.

XIV век.

палехский стиль

XV век.

палехский стиль

XVI век.

палехский стиль

XVII век.

палехский стиль

Щиты
палехский стиль палехский стиль палехский стиль

ГОРЫ.

XIV век

Уступы чётко выделены, их формы не повторяютсяются. Верхушки округлённые.
палехский стиль

XV век

Лещадки (условное изображение уступов гор на православных иконах) имеют разную величину. Уступы мягко отделены друг от друга. Верхушки заострёны. объем слабо выражен. использованы кремовых, оранжевые, бирюзовые оттенки.
палехский стиль

XVII век
для создания изображения использованы разные по величине и силе тона, нижние края уступов подчёркнуты светлыми линиями.
палехский стиль

XVII век

Верхушки горы заострены.Площадки подчёркнуты мягкими тёмными линиями. Цвет разнообразный, но большинство гор желтоватого тона.
палехский стиль

XVII век
Верхушки горы плавные. Уступы ограничены мягкими линиями. Лещадки по форме напоминают растения. используются разные тона, для выявления объема - более светлые линии.
палехский стиль

XVIII век
У каждого уступа - свой теневой профиль. горы остроконечны, для выявления объема - более светлые линии..
палехский стиль

ЖИВОТНЫЕ

палехский стиль

XV век

мягкий светлым силуэт с чётким контуром. Грива коня как бы подстрижена. Условный объём выражен более светлыми линиями.
палехский стиль

XVII век
Объём подчёркнут светлыми бликами. Характерной особенностью является развивающаяся кудрявая грива.
палехский стиль

КРЫЛЬЯ.

XV век

Крылья разнообразны и красивы по цвету. Большинство из них выполнялось в тёмных тонах (чаще всего темно-коричневые). Каждый ряд перьев прорисован в два тона, сверху иконопь творёным золотом.
палехский стиль

XVII век
Изображение все менее условно. Изменилась детальная проработка отдельных перьев. Обычно крылья покрывались золотом и подробно расписывались чёрной краской.
палехский стиль

XIX – XX века.

палехский стиль палехский стиль

ОБЛАКА.




ОРЕОЛЫ

На древних иконах сияния-ореолы по рисунку довольно просты и в большинстве выполнены горизотальными линиями, простыми лучами и звёздами. В живописи палехских писем XVIII века имеются образцы, сложные и разнообразные по форме. рисунку и технике исполнения. По существу, рисунок их прост, но сама техника выполнения сложна и трудоёмка. Сияния обычно тонки, как бы пронизаны золотыми лучами, выполняются обычно инокопью.
палехский стиль

ЗДАНИЯ

XV век
Ярко выражены общие основные архитектурные формы, орнаментальные украшения. На крышах употребляется инокопь и точки, которыми подчёркнуты горизонтальные плоскости. Объём здания выражается профилями, стенными проёмами и окнами. Каждое изображение палат прокрывалось сверху мягким, прозрачным тоном. Иногда изображение оживлялось небольшими яркими пятнами.
палехский стиль

XVII век
Архитектура усложнилась, здание изображено так, что персонаж может в нем поместиться. Палаты многоплановы, часто имеют несколько этажей, обильно украшены декоративными деталями.
палехский стиль

XVIII век

Изображение отличается миниатюрностью, сложностью форм и орнаментальных украшений. Все элементы созданы красками тёмных тонов, детальная проработка выполнена светлыми красками (в некоторых элементах белилами). К светлым линиям и между ними сделана менее светлая приплавка(полупрозрачный слой краски, создающий тоновой переход) тона.
палехский стиль

Современность
Основные формы и орнаментальные украшения заимствованы из принципов палатного письма XIV, XVI и XVII веков, переработаны и слиты в единое целое. Здания соответствуют размерам человеческих фигур. Объём площадки, на которой построены палаты, выражается боковыми пристройками, а объём самих палат - профилями и входными проёмами. Силуэты выполнены нежными, прозрачными тонами.
палехский стиль

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ.
Первоначально растительность в дренерусской живописи изображалась очень редко. Например, на фресках Софийского собора в Киеве (XI в.) присутствуют только отдельные её элементы. Разнообразные по форме деревья появляются на иконах начиная с XIV века, и с течением времени постоянно усложняются.
Древнерусская живопись XIV века.
Деревья цветообразные, разнообразные по форме. Листва образует треугольник, четырёхугольник, иногда пяти- и семиугольники. Деревья то вытянуты вверх, то приземистые. Стволы сильно утолщаются книзу. Листья условно обозначены треугольниками или штрихами, которые называются инокопью. Штрихи инокопи всегда идут попарно и утолщённые сходят на нет. Среди листвы могут быть круглые плоды. При изображении стволов штрихи идут параллельно с сильным утолщением к контуру. Таким образом показывается объём.

палехский стиль

Древнерусская живопись XV-XVI веков.


Деревья уже менее условны, более близки к натуре. Листва более реалистична. Для выявления объёма применены свет и тень.

палехский стиль

Палехская живопись XVIII века.

Растительность многообразна по форме. Детали тщательно проработаны. Можно чётко отличить хвойные деревья от лиственных и их породу. Вместе с тем сохраняется орнаментальная условность и декоративность, чётко подчинённая плоскости.

палехский стиль

автор gael
Категория: Разное | Добавил: Ljalka (06.04.2010)
Просмотров: 2629 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]