Если рассказывать совсем кратко, то искусство Хохломы появилось во 2-й
половине 17 - начале 18в., когда после церковных реформ изгнанные из
Москвы страообрядцы поселились в глухих керженских лесах, прячась от
преследования царского правительства и церковных властей. Среди них
было немало иконописцев и мастеров рукописной миниатюры. Т.е.,
хохломская роспись основана на орнаментах иконописи, а также на
традициях Древней Руси, где издавна применялся травный орнамент,
наносимый свободной кистью.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в
золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы
(преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным
маслом и порошком олова (в современных изделиях алюминия), по слою
которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере
письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне синтетическим)
и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской
росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым.
По приему письма Хохломы делится на 2 основных вида: "верховая роспись" (изображение наносится поверх золотого фона) и "фоновое письмо"
(сначала выполняется золотой силуэтный орнамент, после чего пустоты
заполняются черным или цветным фоном). Так, знаменитая "Травка"
относится к "верховому письму":