Почему предметы, о которых пойдет речь,
называются "хохломой", как рождаются они под руками умелых мастеров и
чем отличаются от других произведений народного искусства?
Легенда
о "Хохломе"
Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать
легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла
свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь
высоко ценил его мастерство и щедро наргаждал за труды. Любил мастер
своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды
тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о
таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская
песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились
первые хохломскеи чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали
люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и
селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он
отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног
летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и
раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские
посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника.
Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только
остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар
пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким
пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о
жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть
мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её
правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются
только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
Изготовление
"Золотой хохломы"
Россия - страна лесов. Здесь из дерева рубили и
избы и богатые хоромы. Жарко пылающие в печи поленья и вставленная в
светец лучина согревали и освещиали избу. Сани, розвальни, дровни,
телега - нехитрый транспорт, чёлны, ладьи, струги, ботики и другие
речные суда - всё делали из дерева.
Самые древние письма - берестяные грамоты,
писанные на кусках бересты, и самая привычная в прошлом крестьянская
обувь - лапти, плетеные из внутренней части липовой коры - луба,
деревянная мебель, посуда, хозяйственная утварь, детские игрушки - всё
говорит нам о большой роли леса в жизни русского человека.
Богатое лесами Заволжье особенно славилось
мастерами обработки дерева. Издавна из осины и липы здесь выделывали
лёгкую и прочную посуду.
Дерево рубили и обтесывали топорами,
распиливали на небольшие чурбаки - баклуши, теслом выдалбливали
углубленные части предметов, а остальное доделывали ножом. У ложки,
созданной ручными инстркментами, часто не совсем правильная форма, на её
поверхности ты сможешь увидеть горбинки, вмятины, ручка гранёная. Всё
это - следы работы резчика, каждая его ложка - единственная, ни одна из
них в точности не повторяет другую.
Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок
был ручным, водяным или приводился в движение лошадью. У посуды,
сделанной на токарном станке, ровная и гладкая поверхность,
геометрически правильная форма. каждая выточенная токарем ложка по форме
в точности повторяет другую.
Простые миски, чашки, поставцы может выточить
каждый обученный токарь. Более сложные формы - ковши - утки, ковши -
петухи вытачивает не каждый мастер, а художник - умелец, человек,
чувствующий законы посторения ладной, красивой формы.
Выточенные изделия с нежной, слегка розоватой
поверхностью обработанного дерева называют "бельем".
Несмотря на то, что хохломские предметы
сделаны из дерева, его никогда не видно, а золотистая поверхность или
узоры на цветном фоне изделий отливают мягким металлическим блеском.
Золото - благородный красивый материал - редко
встречается в природе. Из золота уже в очень давние времена создавали
украшения и посуду. В России она подавалась на богатых царских трапезах и
боярских пирах. Кроме того, сусальным или творёным золотом расписывали
крашеную, чаще всего красным цветом посуду.
Сусальным называют очень тонкие листочки этого
металла, которые осторожно приклеивают на заранее отмеченные места, а
творёным - мелкий золотой порошок, разведенный специальным раствором.
Его наносили, как краску, кистью. Эти приемы были известны иконописцам и
миниатюристам - мастерам, украшавшим рисунками и орнаментами рукописные
книги. Предметы и иконы, позолоченные таким образом, были дешевле
изготовленных целиком из золота.
Мастера - иконописцы изобрели ещё один способ
"дешевой"позолоты: они покрывали олифой - варёным льняным маслом -
листочки серебра и серебряный, приклеенный к поверхности иконы. Желтая
пленка, высохшей олифы на серебре была очень похожа на золото.
Крестьянские мастера олифой стали покрывать не серебро, а олово -
серебристый, довольно часто встречающийся металл. Так и появилась на
крестьянском столе золотистая хохломская посуда.
Золотистый, красный и черный - такое сочетание
цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского
прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Для "хохоломы"
эти цвета особенно важны: красный придает теплоту и мягкость
искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того,
круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают
свет.
Технология
промысла
Итак, мы теперь знаем тайну хохломского
золота. Но, оказывается, прежде чем стать золотой, "хохлома" бывает и
серебряной и глиняной.
Первую из этих
кружек называют "бельё".Сперва её сушат, а затем шлифуют - убирают все
мелкие шероховатости специальной шкуркой или на станке, а затем уже из
царства золотистой стружки оно попадает к красильщику. Высушенное и
отшлифованное изделие надо подготовить под роспись. Вначале его
обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - вапой или грунтом.
Современные мастера называют наложение грунта - вапы грунтовкой.
Вапа красновато - коричневого цвета, потому что в её состав входит
глина. Обмазанная вапой кружка похожа на глиняную - под плотным слоем
грунта совсем не видно дерева.
Грунтованное изделие высушили в печи, затем
отшлифовали, и поверхность его стала гладкой и глянцевитой. После этого
кружку несколько раз обмазали олифой - так, чтобы пропитался грунт и на
поверхности его появилась липкая лаковая пленка. К этой пленке легко
пристает полуда - измельченный в порошок металл. В старину
полудой служило олово, а сейчас - алюминий, серебристый, легкий и
дешевый материал.
Втирание полуды называется лужением.
Луженая кружка похожа на серебряную: полуда ровным слоем закрыла дерево,
и, кажется, что кружка отлита из металла - она сияет матовым
серебристым блеском.
И только сейчас к ней может прикоснуться кисть
мастера - красильщика. Художники работают ловко и старательно. Обычные
их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из
белечьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный
вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.
Итак, серебристая луженая кражка расписана.
Художник - красильщик закончил свою работу и уже положил последний мазок
краски. Ну а как же золото? Когда мерцающее холодным металлическим
блеском изделие заиграет радостным золотым цветом? Этим последним
таинством ведают лачила и печник. Раньше расписанное изделие покрывали
несколькими слоями лака - олифы, а потом закаливали в печи при довольно
высокой температуре. И сейчас лакированные вручную предметы закаливают в
электропечи при температуре 160 - 180 градусов.
Современные лачилы покрывают изделие
синтетическим желтым лаком из пульверизаторов - пистолетов. Под пленкой
закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становиться
золотым.
Хохломские
узоры
Знакомый
трехлапый мохнатый листик, трогательная звездочка цветка, изогнутая
веточка и, конечно, она - маленькая капелька лесной сладости -
земляничка.
Хохломские художники любят рисовать на
поверхностях своих изделий земляничку, малинку, ежевичку, крыжовничек,
черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и
никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть
изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и
ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.
В этом разнообразии орнаментных мотивов
проявляются и богаство творческого воображения художника, и его
мастерство, и его наблюдательность.
Хохломские изображения декоративны - они в
самом общем виде передают красоту живой жизни. Это орнаменты - украшения
предметов. И поэтому впечатление постоянной текучести и переменчивости
жизни художники создают изменением своего орнаментального мотива.
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным
орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько.
Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или
просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки,
написанные по три, по пять и больше - кустиком. "Травка" отдаленно
напоминает жительницу заливных лугов, прибрежий озер и рек осоку. Один
из видов этого орнамента так и называется "осочка". Но все-таки
напоминает он эту живую травку очень отдаленно, или, как говорят
художники, форма настоящей травки в этом орнаменте обобщена - художником
сохранены только самые общие и главные её признаки.
Травка обычно пишется красным и черным цветом.
Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку
берется много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета.
Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнуться от ветра.
Тонкие и частые штрихи - травинки по сторонам основного кустика и
бусины - ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и
изящной.
"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она
- обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень
часто среди кустиков и веточек черной, красной , зеленой или желтой
травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент
тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.
Словно огненное колесо, катится по дну чаш
красивейший орнамент "пряник".
Хохломские росписи украшают предметы - чаши,
ковши, вазы, округлые тулова которые ка бы сами подсказывают художнику,
куда изогнуть веточку, где рассыпать ягоды. Мы говорим: роспись
подчинена форме предмета.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с
давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту
прекрасную традицию сохранают сегодня хохломские художники, украшая
обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и
радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Источник:http://www.liveinternet.ru/users/2571390/post75633319/