Учебно-методическое пособие.
Петриковская роспись.
Село Петриковка в Днепропетровской области – одно из немногих, где
бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая
Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде
даже издано пособие по этому виду искусства.
Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в
этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали
расписывать стены хат красочными цветочными узорами.
Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками,
обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на
яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной
природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым
живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных
росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась
белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками”.
Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть
до 30-х годов двадцатого века. Потом наступила коллективизация, и
народное искусство словно померкло. Из жизни ушла радость, а вместе с
ней – желание творить красоту.
Попытку возродить замечательную роспись предпринял сельский учитель
Александр Статева. Он открыл школу и взял в преподаватели последнюю
Петриковскую "чепурушку” – Татьяну Пата. А после войны один из учеников
этой школы – Федор Панко – решил целиком посвятить себя народному
искусству. Его стараниями в селе создано творческое объединение
"Петриковка” и экспериментальный цех, в котором сейчас работают более 40
народных мастеров.
Техника выполнения Петриковской росписи
Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и
приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки,
зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.
Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти
беличьи №2, 3, 4, палитра, вода, пипетка, мастихин.
Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином
выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях
2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты
сметаны.
Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну
краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна
опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на
которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее
вести кисточку и выполнять правильные мазки.
Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур
(круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем
мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр,
мазки также ведем от контура к центру.
На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой
линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим,
переходя в тонкую линию.
Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с
сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим
мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и
листья.
На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем
на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к
тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону.
Такие полукруглые мазки называются "цибульки” (в переводе с украинского –
"луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы. <Рисунок
1>
Работа с пипеткой
Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого
уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую
часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток
на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой
операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины
или рябины.
Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и
протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.
Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом
раскрашиваем пипеткой его лепестки. <Рисунок 2>
Переходный мазок выполняется двумя красками.
На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как
вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем
желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При
этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в
мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.
Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную
краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем
кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее
(желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми
кончиками.
Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более
темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются
обратной стороной кисточки. <Рисунок 3>
Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем
краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к
широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками
обычно создаются цветы и бутоны.
В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и
листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки,
ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют
тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти. <Рисунок 4>
Небольшие композиции в виде открыток, называют "малёвками”.
Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам. <Рисунок
5>
Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко
прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где
будут располагаться мелкие элементы.
Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому
всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является
зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это
желтая, бордовая и оранжевая.
Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму
композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или
ромбовидная. Здесь, так же как и в других видах искусства, соблюдаются
правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в
коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить
одна в другую.
"Бегунками” - их так же называют "дорожками” или "фризами” -
оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно.
Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в
цветовом решении.
В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный
орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых
(кузнечиков, бабочек) и различных птиц, как реальных, так и сказочных
(петушков, сов, жар-птиц и. т. д.). <Рисунок 6>
Роспись выполняется на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.
Роспись на дереве.
Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в
пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту
процедуру ещё 2 раза.
На подготовленную таким образом поверхность можно наносить
задуманную композицию. После высыхания краски, готовое деревянное
изделие покрывают лаком.
<Рисунок 7>
<Рисунок
8>
Источник:http://vserisyut.mirtesen.ru/blog?page=6
|