Существует несколько приёмов изготовления витражей в технике «Тиффани».
В данном мастер-классе рассматривается
один из наименее трудоемких способов - изготовления витража свободной
формы по заранее нарезанным шаблонам.
Для создания этой работы Вам понадобится следующее оборудование и расходные материалы:
- художественное стекло для витражей фирмы «Spectrum»;
- оловянный припой марки ПОС-61 (без канифоли);
- узкие щипцы для разлома стекла;
- паяльник, мощностью 80 Вт;
- шлифовальная машинка для художественных работ со стеклом «Kristall 2000S» или её аналог;
- фольга медная MasterFoil 4,37 мм, для витражных работ, с акриловым клеящим слоем;
- выглаживатель фольги, пластиковый;
- флюс-паста (паяльный жир), паяльный флюс;
- патина медная Novacan для придания нужного цвета полученному после пайки витража шву;
- защитные очки;
- перчатки;
- латунная или медная проволока диаметром 1 мм;
- ножницы;
- клей-карандаш;
- эскиз витража в двух экземплярах.
Прежде чем приступить непосредственно к началу работы, необходимо
подготовить рабочий эскиз, на котором будет собираться витраж, и
сделать шаблоны, по которым Вы будете резать и обтачивать стекло.
Элементы эскиза нумеруются либо по порядку, либо согласно выбранным
артикулам стекла.
На стекло наклеивается вырезанный шаблон. Резать стекло проще по более гладкой стороне, это, как правило, «изнанка» листа.
По контуру шаблона вырезается элемент витража.
Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45º к
поверхности стекла. Старайтесь держать его ровно. Режущий ролик должен
быть перпендикулярен поверхности. Если он будет отклоняться, скол стекла
пойдет под углом. Делать рез нужно от края до края куска, не
прерываясь. Заканчивая линию, следует снизить давление на стеклорез,
иначе получится скол. Линии резов должны быть плавные, без углов и
S-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной
- разбейте дугу на несколько более плавных отрезков. Чем круче дуга,
тем этих отрезков должно быть больше.
Стекло режем по направлению «от себя».
После того, как Вы провели режущим роликом по стеклу, в нем
образовались микротрещины. Для того чтобы отломить небольшой или узкий
фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.
В том случае, если рез был сделан правильно, то для разлома стекла почти не требуется прилагать усилий.
Старайтесь вырезать стеклянный элемент как можно точнее. В противном
случае, Вам придется потратить много времени на обтачивание.
После того, как Вы закончили вырезать элемент остаются осколки
стекла. Если они достаточно крупные, их можно использовать. Например,
для создания мозаики из художественного стекла.
Вырезанный по шаблону элемент обрабатывается на шлифовальной машинке,
с целью окончательной его подгонки по размеру и создания шершавой
поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации медной
фольги.
Рабочей частью шлифовальной машинки является шлифовальная
головка с алмазным напылением. Поверхность соприкосновения головки и
стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном
случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая,
стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро
обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны сколы по
периметру элемента. Их можно скрыть, используя широкую медную фольгу.
Это увеличивает прочность витражного полотна, но не всегда приемлемо
эстетически. Если Вы планируете сделать у витража тонкие швы в 2-2,5
мм, целесообразно использование шлифовальной головки с мелкой
зернистостью.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к эскизу, проверяя соответствие размера.
При работе на шлифовальной машинке обязательно надевайте защитные очки!
В технике «Тиффани» каждый элемент витража оборачивается медной
фольгой, с внутренней стороны покрытой черным или бесцветным акриловым
клеящим слоем. В зависимости от цвета используемой в дальнейшем патины и
прозрачности стекла, выбирается или «черная медная» или «медная»
фольга.
Для того чтобы фольга хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть.
Старайтесь, чтобы загибаемые края фольги были одинаковой ширины.
Ширина фольги в сочетании с толщиной используемого стекла и зазоров
между элементами определяет конечную ширину швов Вашего витража.
Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия
бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на
эстетику, но и на прочность витражного полотна.
Элемент обматывайте внахлест, чтобы края фольги заходили друг на друга на 3-5 мм.
После оборачивания элемента, медную фольгу необходимо разгладить.
К поверхности стекла медная фольга должна прилегать очень плотно по
всей ее протяженности. В противном случае возможна ее деформация во
время пайки швов.
Аналогичным образом вырезаются, обтачиваются и обматываются остальные
элементы. Для того чтобы швы по всей площади витража были одинаковой
толщины, медная фольга должна быть наклеена очень аккуратно, а кусочки
стекла подогнаны друг к другу практически без зазоров.
Перед основной пайкой элементы нужно зафиксировать, для этого они точечно спаиваются между собой.
На места будущей пайки нанесите небольшое количество паяльного флюса или жира.
Элементы скрепляются между собой небольшим количеством олова.
Перед тем как приступить к основной пайке, покройте всю поверхность
швов с лицевой стороны флюс-пастой. Она удобна тем, что хорошо видна
после нанесения.
Основная задача флюс-пасты (паяльного флюса) состоит в удалении пленки оксидов с поверхности меди.
При изготовлении витражей «Тиффани» используют оловянный припой марки ПОС-61.
Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается
разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник
ведется вдоль шва.
Не следует долго держать паяльник на одном месте, так как от сильного точечного нагрева стекло может треснуть.
После того как полотно спаяно с двух сторон, подготавливаем к пайке периметр витража.
Медную фольгу покрываем оловом по возможности быстро, не перегревая её. В противном случае она будет отходить от края стекла.
Аналогичным образом изготавливаются и спаиваются между собой
остальные части витража. После этого к витражной бабочке можно припаять
сделанные из медной проволоки усики и элементы крепления.
Перед нанесением патины витраж следует тщательно вымыть, используя
пластиковую щетку и средства для удаления флюса. После чего вытереть
насухо.
Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы при помощи губки.
Для работы используйте небольшое количество патины, налитой в отдельную емкость.
Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства.
При правильном нанесении патины, Вы должны получить одинаково ровный цвет по всей протяженности швов.
Затем витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.
uzzscript type="text/javascript"
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">